Смена времен года застает многих водителей врасплох. Как будто они первый раз в жизни видят дождь, туман, грязь и опавшие на дорогу листья. Дай Бог, не последний.
Несколько лет назад корреспонденты Издательского дома "Коммерсантъ" составили атлас наиболее опасных для водителей столичных улиц и магистралей. Конечно, сегодня этот атлас под названием "Москва аварийная" безнадежно устарел. Все-таки дороги в столице пусть медленно, но ремонтируются. Однако, если вдуматься, по своей сути опасности на пути водителя (и необязательно московского) все те же. Просто они поджидают его в другом месте.
Исходя из авторского исследования и статистики ГИБДД, наиболее опасными участками остаются главные магистрали городов (что объясняется большим потоком), ремонтируемые участки дорог -- строители так и не ставят предупреждающих знаков, и загородные шоссе -- там порой вообще сам черт ногу сломит. Риск ДТП на этих участках носит круглогодичный характер, однако осенью он усиливается кратно из-за частых туманов и скорого наступления темноты.
Туманы и плохая видимость -- характерные "попутчики" мостов, набережных и дорог, расположенных рядом с водоемами. Для безопасной и комфортной езды в тумане прежде всего надо озаботиться регулировкой противотуманок, луч которых должен обладать широкоугольным светораспределением с углом рассеивания до 70 градусов и четко очерченной верхней границей. Грамотно установленные и отрегулированные фары светят "под" туман, который поднимается над поверхностью дороги начиная с 30 сантиметров. Поэтому опытные водители не советуют в сильный туман включать дальний свет -- световой поток в таком случае отражается, и перед водителем встает белая стена.
Об аквапланировании, эффект которого чувствуется при толщине водного слоя уже в 5--8 мм, "Автопилот" писал неоднократно. Но аквапланирование -- не единственная осенняя беда.
Не менее тяжелые последствия грозят при езде по мокрой листве, масляным пятнам и грязи. Та же потеря сцепления колес с поверхностью. И, собственно, та же профилактика. Хорошая резина -- раз. Соблюдение скоростного режима -- два. Третье -- применение упреждающих маневров (переход на пониженную передачу, компенсаторное, импульсное руление с поворотами руля в сторону заноса, раннее дросселирование перед тяжелым грунтом, спуском-подъемом, неровностями, обгоном и экстренными маневрами, увеличение угла поворота...).
Опасаться листьев следует не только на дороге, но и на обочине, где под ними часто кроется мягкий грунт.